Частное общеобразовательное учреждение
«РЖД прогимназия № 20»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
РЖД прогимназии № 20
________________________М.А. Ломова
«30» мая 2025 года
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
организации отдыха и оздоровления детей
в Летнем лагере с дневным пребыванием
на базе РЖД прогимназии № 20
«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ!»
г. Батайск
2025г.
Паспорт программы
1
Полное название программы
2
Цель программы
3
Направление деятельности,
направленность программы
4
Краткое содержание программы
5
Задачи программы
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
организации отдыха и оздоровления детей в
Летнем лагере с дневным пребыванием на базе
РЖД прогимназии № 20 «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ!»
Создание благоприятных условия для
укрепления здоровья и организации досуга
учащихся во время летних каникул.
Содействие формированию социально-активной
личности детей и подростков на основе присущей
Российскому обществу ценностей, через
включение ребенка в разнообразную,
общественно-значимую и личностнопривлекательную деятельность.
Реализуются гражданско-патриотическое,
культура здорового и безопасного образа жизни,
экологическое, художественно-эстетическое,
нравственно-этическое, научно-познавательное,
трудовое направления деятельности.
Программа социально-гуманитарной
направленности.
Данная программа направлена на организацию
отдыха и оздоровления детей в
период летних каникул. Комплексная программа
«Время ПЕРВЫХ!», направленная на реализацию
Общероссийского общественногосударственного движения детей и молодежи
«Движение Первых». Максимальное вовлечение
детей в проектную деятельность РДДМ
«Движение Первых» по всем 12 ти направлениям
сплотит всех детей лагеря, охватит и объединит
общим делом большое количество детей и
подростков района. В период смены каждый
найдет для себя полезное и интересное дело,
сможет раскрыть свой потенциал в многогранной
палитре возможностей «Движения первых».
- создание системы физического оздоровления
детей в условиях временного коллектива;
- формирование, развитие и реализация
лидерского потенциала воспитанника через
активное включение его в общественно-полезную
деятельность в рамках тематических мероприятий
лагеря;
- воспитание чувства патриотизма и
гражданственности;
- развитие дружелюбных и этических норм
общения у воспитанников, коммуникативных
способностей;
- организация мероприятий для овладения детьми
6
Предполагаемый результат
7
Место реализации
8
9
Возраст учащихся
Сроки проведения, количество
смен
профильными знаниями по направлениям
Российского движения детей и молодёжи
«Движение первых»;
- привитие навыков здорового образа жизни,
укрепление здоровья;
- приобщение ребят к творческим видам
деятельности, развитие творческого мышления;
- формирование у детей бережного отношения ко
всему живому, к природе, к ее ресурсам;
- развитие инициативы и самостоятельности
участников, организаторских способностей;
- создание и организация совместной с детьми
работы по разработке и созданию мастер-классов,
коллективно-творческих дел, проектов;
- общее оздоровление воспитанников,
укрепление их здоровья;
- укрепление физических и психологических сил
детей и подростков, сформированность
лидерских и организаторских качеств,
приобретение новых знаний, реализация
творческих способностей, детской
самостоятельности и самодеятельности.
- расширение знаний детей о деятельности
Российского движения детей и молодёжи
«Движение первых»;
- расширение информационного и творческого
пространства личности детей, приобщение детей
к проявлению гражданской позиции;
- включение детей в коллективный процесс
разработки новых форм и содержания
мероприятий разной направленности;
- применение комплексных педагогических
технологий в сфере организации детского досуга,
в т.ч. профилактических, спортивнооздоровительных, профориентационных,
познавательных, художественных, творческих;
- увеличение количества детей, желающих
вступить в ряды участников Общероссийское
общественно-государственное движение детей и
молодёжи «Движение первых»
Лагерь дневного пребывания детей на базе РЖД
прогимназии № 20
7-11 лет.
1 смена – 02.06-27.06
2 смена – 30.06-25.07
3 смена – 28.07-17.08
Пояснительная записка
С наступлением летних каникул особую роль для родителей и учащихся играют
летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На
сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход для занятий
детей в летний период. Посещая дневной лагерь, ребенок не отрывается от семьи,
находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами.
Родители спокойны за своих детей.
В условиях дневного лагеря, отдых детей уникален, это не продолжение
образовательного процесса, а интеграция летнего отдыха и познавательной деятельности.
Это совсем иной кусочек жизни ребенка, его отдых, наполненный яркими впечатлениями,
и только хорошим настроением. Главное в лагере не система дел, не мероприятия, а
ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым
людям.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
проблема летней занятости детей;
укрепление здоровья детей и подростков;
возможность получить полноценный отдых детям из социально
незащищенных категорий семей.
В летний период лагерь становится центром досуговой деятельности детей. Он
является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности,
потребности как индивидуальные, так и в составе коллектива в свободное время. Лагерь
дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням
самоуважения и самореализации.
На базе РЖД прогимназии № 20 уже на протяжении многих лет действует летний
оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. За это время сложилось много
хороших лагерных традиций, появился интересный, перспективный опыт работы,
зародилась и окрепла система лагерного управления. В январе 2023 года в школе было
создано первичное отделение Российского движения детей и молодёжи «Движения
первых», далее «Движение первых». В данном движении обучающиеся развивают свои
коммуникативные навыки, навыки командного принятия решения, навыки саморазвития,
самосовершенствования, навыки решения творческих и практических
задач, а также навыки организации своего свободного времени, здорового образа жизни,
активного отдыха, получают воспитание гражданственности, патриотизма и толерантного
поведения. В этом году лагерь планирует свою работу по всем 12 направлениям детских
инициатив «Движение первых», определенных на первом съезде «Движения первых» в г.
Москве. Соответственно будет максимальное вовлечение ребят лагеря в ряды Движение
первых.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она
обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения обучающихся, адаптации их к жизни в обществе,
формирования у них общей культуры и организации их досуга.
Разработка программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
детей «Время ПЕРВЫХ!» вызвана следующими проблемами:
наличием спроса родителей и детей на организованный отдых;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
потребностью воспитанников в самореализации в социуме.
Данная программа является частью воспитательного пространства школы и
продолжает решать вопросы, связанные с всесторонним развитием личности ребенка в
летний период. Она - основополагающий документ, который организует
жизнедеятельность лагеря, обеспечивая ее системность и целостность.
По своей направленности данная программа является комплексной, т. е. включает в
себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха
и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного
времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для
оздоровления, творчества и самореализации детей.
Ключевая идея смены
В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ "О российском движении детей
и молодёжи" от 14 июля 2022 в стране было создано Общероссийское общественногосударственное движение детей и молодежи «Движение Первых». Максимальное
вовлечение детей в проектную деятельность РДДМ «Движение Первых» по всем 12-ти
направлениям сплотит всех детей лагеря, объединит школьные движения, охватит и
объединит общим делом большое количество детей и подростков школы. В лагере «Время
ПЕРВЫХ!» каждый найдет для себя полезное и интересное дело, сможет раскрыть свой
потенциал в многогранной палитре возможностей «Движения первых». Этой цели и будет
подчинена вся жизнь лагеря. Параллельно реализуется задача организации отдыха и
оздоровления, культурного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Миссия лагеря: объединение усилий и возможности детей и подростков для
формирования и раскрытия своего потенциала в многогранной палитре возможностей
«Движения первых».
Цель программы:
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга
воспитанников во время летних каникул. Содействие формированию социально-активной
личности детей и подростков на основе присущей Российскому обществу ценностей, через
включение ребенка в разнообразную, общественно-значимую и личностно- привлекательную
деятельность.
Задачи программы:
•
•
•
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного
коллектива.
2. Формирование, развитие и реализация лидерского потенциала воспитанника
через активное включение его в общественно-полезную деятельность в рамках
тематических мероприятий лагеря.
3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности.
4. Развитие дружелюбных и этических норм общения у воспитанников,
коммуникативных способностей.
5. Организация мероприятий для овладения детьми профильными знаниями по
направлениям Российского движения детей и молодёжи «Движение первых».
6. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
7. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого
мышления.
8. Формирование у детей бережного отношения ко всему живому, к природе, к ее
ресурсам.
9. Развитие инициативы и самостоятельности участников, организаторских
способностей.
10. Создание и организация совместной с детьми работы по разработке и созданию
мастер-классов, коллективно-творческих дел, проектов.
Принципы реализации программы:
Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2.
Природосообразность воспитания:
- обязательный учёт возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников;
3.
Культуросообразность воспитания:
- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
4.
Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных
привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование
чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5.
Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуальнопсихологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в
рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6.
Средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного
лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной,
природной) среды.
Профильные направления программы лагеря:
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в
себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления,
отдыха и воспитания детей в условиях лагеря. Содержание программы реализуется через
следующие направления:
образование и знание, наука и технологии, труд;
спорт и здоровый образ жизни;
волонтерство и добровольчество;
профессия и свое дело;
культура и искусство;
патриотизм и историческая память;
медиа и коммуникации;
дипломатия и международные отношения;
экология и охрана природы;
туризм и путешествия.
1.
Главная цель в разработке и реализации программы «Время Первых!» летнего
лагеря с дневным пребыванием детей - объединение усилий и возможностей детей и
подростков для формирования и раскрытия своего потенциала в многогранной
палитре возможностей «Движения первых». Программа летнего лагеря с дневным
пребыванием детей может вполне успешно решить целый ряд социально-культурных
проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической
ценностей и традиций; патриотическое воспитание воспитанников на основе
непосредственного контакта с историей и культурой; формирование социально и
граждански активной личности на базе общественно полезного, добровольного и
бескорыстного труда; творческое освоение исторического и культурного опыта и др.
Программа лагеря имеет социально – гуманитарную направленность. Она
разработана с учетом следующих законодательных нормативно - правовых документов:
Конституцией Российской Федерации.
•
Конвенцией о правах ребенка.
•
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
•
Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
•
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
•
Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в
Российской Федерации».
•
Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об
утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего
образования от 31 мая 2021 года.
•
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996- р).
•
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
•
Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства,
на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 23.01.2021 № 122-р).
•
Государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.
12.2017 № 1642).
•
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16.)
Режим работы лагеря
Время
07.00 - 08.25
08.25 - 08.40
08.40 - 09.00
09.00 - 09.45
09.45 - 10.15
10.15 - 12.10
12.10 - 12.30
12.30 - 13.05
Деятельность детей и педагога
Прием детей, линейка
Утренняя зарядка
Завтрак
Прогулка, мероприятия, игры и развлечения на воздухе
Второй завтрак
Мероприятия, игры, наблюдения, оздоровительные процедуры на воздухе
Водные процедуры. Игровая деятельность детей
Обед
13.10 - 15.20
15.20 - 15.30
15.50 - 16.05
16.05 - 16.20
16.30 - 17.00
17.00 - 17.30
17.30 - 19.00
Дневной отдых с использованием музыкотерапии и чтения произведений
художественной литературы
Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна
Полдник
Самостоятельная деятельность, индивидуальная работа
Игры детей по интересам
Ужин
Прогулка, игры и труд детей на участке. Работа с родителями. Уход детей
домой
Формы организации деятельности детей
Для реализации программы используются различные формы работы с детьми, как
индивидуальные, так и групповые. К этим формам относятся: презентации, «тематический
стол», день добрых сюрпризов (упражнения в умении оказывать знаки внимания, делать
добрые дела), сквозная серия ролевой игры, конкурсы, выставки, познавательные
минутки, культурно-досуговые и физкультурно-оздоровительные мероприятия,
соревнования, мастер-классы, творческие мастерские, коллективно - творческие дела для
сплочения коллектива, раскрытия индивидуальных способностей участников программы,
инновационные технологии - работа с компьютером, развивающие видеоигры, постановка
проблемных ситуаций, фото и видеорепортажи и др.
Для организации работы по оздоровлению, отдыху, развитию патриотических
качеств, творческих способностей детей используется не только материально –
техническая база прогимназии, а также взаимодействие с учреждениями города и области:
Музеи
ЖД учреждения города
Пожарная часть
Библиотека им. И.С. Тургенева
Образовательные форматы:
Для успешной реализации программы используются современные образовательные
технологии и методики:
- тренинги на «построение команднообразования» ТИМБИЛДИНГ
- методы и приёмы: КТД (познавательные: викторины, путешествия, турниры;
трудовые: подарок друзьям, ветеранам, почта и др.; общественно-политические:
организация тематических праздников; спортивно-оздоровительные: военно-спортивные
праздники, спартакиада; организаторские: выпуск газет, коллективное планирование,
чередование творческих поручений);
- приёмы ТРКМ («мозговой штурм», «атака», ТРИЗ (теория решения
изобретательских задач), технология «Франкенштейна», технология «ОТПАД» (Отличная
Технология Постоянства Активных Действий));
- командные игры, спортивные соревнования, викторины, КТД, конкурсы;
- ярмарка, фестиваль;
- просмотр видеофильмов;
- беседы, диспут, дебаты;
- мастер - классы, проектная деятельность.
Для качественной реализации методического сопровождения деятельности лагеря
педагогам предлагается реализовывать на практике следующие методики:
•
коллективной творческой деятельности И.П.Иванова;
•
педагогической поддержки ребенка О.С. Газмана;
•
гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» Ш.А.Амонашвили;
•
профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к
здоровью у детей младшего школьного возраста М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.
Филиппова.
Методы работы:
методы театрализации (знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни);
методы состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает
–
–
творчество);
–
методы равноправного духовного контакта (отношения между детьми и
взрослыми построенные на гуманизме и доверии);
–
методы импровизации (развивает творческую и практическую
предприимчивость);
–
методы воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации
для самореализации, успешности детей);
–
методы изотерапии (стимулирует творческое самовыражение; оказывает
релаксационное, сублимирующее действие);
–
методы танцевальной терапии (снимает внутреннее напряжение и
стимулирует творческое самовыражение)
–
методы игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального
опыта).
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Время ПЕРВЫХ!» состоит в
создании условий для формирования, проявления и развития активной жизненной
позиции детей и подростков. Разработка ряда обучающих занятий в рамках деятельности
ребенка во временном детском коллективе позволяет создать все благоприятные условия
для его социализации. Программа ориентирована в том числе на выявление и реализацию
лидерского потенциала ребенка, также на помощь подростку более полно и объективно
осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично - и
общественно-полезной деятельности. Программа «Время ПЕРВЫХ!» основывается на
воспитании гражданской позиции, развитии коммуникативной культуры личности,
самостоятельности.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в
себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления,
отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа направлена также на общее развитие ребенка, совершенствование его
умений самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать причинноследственные связи, эмоционально сопереживать.
Задача педагогов и воспитателей - сделать смену для ребят интересной и
незабываемой. В воспитании каникул не бывает. Во время каникул далеко не каждый
родитель может предоставить своему ребенку полноценный, правильно организационный
отдых, в течение которого можно укрепить здоровье ребенка, снять напряжение, развивать
способности. Эти проблемы решаем мы, реализуя эту программу.
Концептуальные основы
В основе концепции детского оздоровительного лагеря – эффективно построенная
воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в
различные виды деятельности с целью развития патриотизма и формирования уважения к
историко-культурному наследию своей страны.
Концепция основана на следующих идеях:
идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания
(В.Сухомлинский);
идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский,
Л.С. Выготский);
идея формирования
педагогической
среды, способствующей
самореализации личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин);
идея повышения эффективности дополнительного образования через
развитие творческого потенциала учащихся (А. И. Щетинская).
Педагогические принципы:
«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по
которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями.
Руководители должны чётко представлять, над чем, и ради чего они работают.
«Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к
личности ребёнка.
«Принцип открытых дверей». Все мероприятия лагеря доступны ребёнку (занятия по
программе, мероприятия разной направленности, мастер-классы, конкурсы, экскурсии и др.)
и не имеют каких-либо ограничений.
«У каждого своего дела, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом,
у каждой своей ответственности, но результат – общий.
Система мотивации
Известно, что мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной
цели, это факторы (внутренние и внешние), влияющие на активность и пассивность
поведения. Формировать положительную мотивацию на активный отдых у детей в летнем
оздоровительном лагере можно через применение соревнований между детьми внутри
отряда и между отрядами лагеря.
В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого участника.
Вид
Содержание
№
Функция
стимулирования
стимулирования
1
Организационное Организационное стимулирование - Самоуправление;
стимулирование
стимулирование деятельности,
участие ребенка в
регулирующее поведение ребенка
планировании, разработке и
на основе изменения чувства его
проведении мероприятий;
удовлетворенности деятельностью
организация соревнования
в организации (коллективе).
между отрядами.
Организационное стимулирование
предполагает привлечение ребенка
к участию в делах коллектива,
ребенку предоставляется право
голоса при решении ряда проблем,
как правило, социального
характера.
2
Творческое
Творческое стимулирование и
Участие в работе творческих
стимулирование и развитие рационализаторства групп;
развитие
стимулирование, основанное на
участие в конкурсных
рационализаторст обеспечении потребностей ребенка
программах
ва
в самореализации,
индивидуального и
самосовершенствовании,
коллективного характера.
самовыражении (повышение
квалификации, приобретение и
развитие необходимых навыков).
3
Моральное
стимулирование
Моральное стимулирование - это
регулирование поведения ребенка
на основе предметов и явлений,
отражающих общественное
признание, повышающих престиж
ребенка.
4
Эмоциональное
стимулирование
Эмоциональное стимулирование эмоциональный компонент
выполняет особую функцию в
структуре мотивации. Эмоция,
возникающая в составе мотивации,
играет важную роль в определении
направленности поведения и
способов его реализации.
Эмоция - особая форма
психического отражения, которая в
форме непосредственного
переживания отражает не
объективные явления, а
субъективное к ним отношение.
Особенность эмоций состоит в том,
что они отражают значимость
объектов и ситуаций, действующих
на субъект, обусловленную
отношением их объективных
свойств к потребностям субъекта.
Вручение наград, дипломов
за участие и победу в
конкурсных мероприятиях;
объявление благодарности
ребенку (родителям) за
личные достижения,
публичные поощрения
отрядных и индивидуальных
достижений;
рост горизонтального и
вертикального статуса
ребенка;
создание ситуации успеха
ребенка.
Эмоции выполняют
функции связи между
действительностью и
потребностями:
-игра;
-ритуалы и традиции отряда
и лагеря.
Задача каждого провести время в лагере с пользой, вложить каждую минуту в
дело/инвестировать в своё будущее. Каждому отряду предстоит собрать по частичкам
Паруса Времени, которые состоят из трех цветов-цвета Российского флага. Какой отряд
быстрее их соберет – зависит от активности участия в жизни лагеря. Каждый отряд
зарабатывает время, которое копится в течение 5 дней. По истечении этих дней заработанное
время уходит на восстановление Паруса Времени. В 00:00 пятого дня время обнуляется и с
шестого дня снова идет его накопление.
При пустом время провождении время сгорает без пользы.
При нарушении правил - время списывается со счета.
В каждом отряде оформляется плакат «Рейтинг отряда. «Самый активный»
(указываются достижения отряда в целом и детей в частности). В конце каждого дня
результаты работы подсчитываются и определяются итоговые баллы, и выделяется
«активист дня».
В конце смены результаты подсчитываются и награждаются призовыми подарками
все активисты лагеря. Выделяются: самый активный отряд, активист (из каждого отряда).
Поощрительные призы: самый креативный отряд, приз зрительских симпатий и так далее.
На различных уровнях выстроена система показателей оценки качества программы:
- работа с родителями: учитывается каждое мнение, проводится мониторинг
ожиданий родителей, их пожеланий, и анализ итогового результата;
- анализ работы лагеря проводится в конце смены по итогам ежедневных отчетов о
проделанной работе.
Механизмы реализации программы
Механизм реализации данной программы включает в себя деятельность на
нескольких этапах:
Подготовительный -формирование пакета документов, разработка программы, подбор
этап
методического материала с учётом тематики смены и контингента
(до открытия
обучающихся;
лагеря)
-создание условий для реализации программы, установление
внешних связей, приобретение необходимого инвентаря, проведение
инструктивных совещаний с сотрудниками лагеря, комплектование
лагеря оформление помещений, проведение родительского
собрания, оформление информационных стендов и т.д.
Организационный
-знакомство детей с распорядком дня, традициями, с программой
этап
лагеря, приучение детей к доброжелательным и справедливым
(1- 2 день смены)
взаимоотношениям друг с другом и со старшими, диагностика
представления детей о дружбе;
-оформление отрядных мест и отрядных уголков;
- формирование работы органов самоуправления;
-открытие смены
Основной этап
-реализация программы по направлениям «Движение первых»:
(3-17 дни смены)
образование и знание, наука и технологии, труд;
спорт и здоровый образ жизни;
волонтерство и добровольчество;
профессия и свое дело;
культура и искусство;
патриотизм и историческая память;
медиа и коммуникации;
дипломатия и международные отношения;
экология и охрана природы;
туризм и путешествия.
-проведение мероприятий в соответствии с программой смены;
-проведение мастер-классов разной направленности, встреч с
интересными людьми
Заключительный
-подведение итогов работы, диагностика, рефлексия и анализ,
этап
награждение активистов и участников смены;
(21 день смены)
-презентация творческих проектов по направлениям «Движение
первых»
- закрытие смены;
- выпуск фотоотчёта по итогу смены.
Содержание смены.
Дети будут принимать активное участие в проведении игровых программ, концертов.
Участвовать в больших коллективных делах лагеря. В каждом отряде свои лидеры – и
активисты, отвечающие за разные направления работы. Детям предлагается во время смены
почувствовать свою значимость в реальной жизни познакомиться с историей развития
детского движения нашей страны и деятельностью «Движения первых». Каждый день
команды будут совершать полезные большие дела, узнавать новое. Для этого будут
реализованы проекты «Движения первых» по основным направлениям деятельности.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и
насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Игровая модель
Игровая модель «Легенда о времени»
«Всё в нашем мире подчинено единому закону – Закону времени. И в этом мире
«Доброго времени» жизнь должна быть бурной и веселой, мчаться вперед, приносить
пользу и творить добро. Но случилась беда. Злой и коварный ветер безвременья порвал
Парус Времени и разнес лоскутки по всему миру. Без Паруса Времени жизнь остановилась,
стала скучной. От радости и веселья не осталось и следа. И тогда Повелитель Времени
обратился к жителям с просьбой о помощи: восстановить Паруса Времени.
Правила игры
Ежедневно каждый участник программы получает 360 минут (6 часов пребывания в
лагере). Задача провести это время с пользой, вложить каждую минуту в дело/инвестировать
в своё будущее. Каждому отряду предстоит собрать по частичкам Паруса Времени, которые
состоят из трех цветов-цвета Российского флага. Какой отряд быстрее их соберет – зависит
от активности участия в мероприятиях. Каждый отряд зарабатывает время, которое копится
в течение 5 дней. По истечении этих дней заработанное время уходит на восстановление
Паруса Времени. В 00:00 пятого дня время обнуляется и с шестого дня снова идет его
накопление.
При пустом время провождении время сгорает без пользы.
При нарушении правил - время списывается со счета.
Система начисления времени, критерии оценки детей в течение дня
Победа в мероприятиях:
–
отрядное: 1 место - 120 минут, 2 место - 90 минут, участие - 30 минут,
–
индивидуальное: 1 место - 60 минут, 2 место - 40 минут, участие - 20 минут
Награды выдаются в форме символа круга:
Отрядные заслуги: красный круг – 120 минут, синий круг – 90 минут, белый круг – 30
минут.
Индивидуальные: красный круг – 60 минут, синий круг – 40 минут, белый круг – 20
минут
Система штрафов и сгорания времени
Штрафы - "сгорание времени":
- За нарушение режимных моментов - «списание» от 30 до 120 минут,
- За нарушение законов/правил лагеря – «списание» от 30 до 240 минут,
- За нарушение правил отряда - «списание» от 10 до 90 минут,
- Пустое время проведение – «сгорание времени» 1:1.
Учет личного времени.
Личное время выставляется Хранителями времени и «мастерами» в табели учета
активности внутри отряда, на мероприятиях разной направленности.
Подсчет личного и отрядного времени проводится ежедневно и объявляется на
вечерней линейке (или на следующий день на линейке).
Глоссарий игровой модели
Начальник лагеря/смены – Центр управления Временем (выполняет оценочную роль,
отвечает за начисление у.е. за мероприятия и штрафы за нарушение норм санитарии и
дисциплины).
Воспитатели – Хранители времени (выполняют непосредственную работу с детьми,
учитывают активность детей и отряда путем ведения табеля активности (таблицы рейтинга).
Дети – жители
Отряд – город
Структура самоуправления лагеря
В период всей игры руководит сменой Совет лагеря, в который входят Совет
Хранителей Времени, Совет отрядов и союзы мальчиков и девочек. Совет собирается через
день. В отрядах работают Союзы мальчиков и девочек, Советы отрядов. В них входят
активисты отрядов. Союзы («отрядный круг») собираются ежедневно, на них подводятся
итоги предыдущего дня и уточняются планы на текущий день, решаются вопросы о
награждении, благодарностях за участие в лагерных мероприятиях.
Высший орган самоуправления — Общий сбор. В нем участвуют все.
Собирается в начале и в конце смены. Изучением общественного мнения и
обработкой информации занимается пресс-центр.
У каждого отряда есть свое название, девиз, песня.
Обеспечение программы
Научно - методическое:
Разработка программы летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием «Время ПЕРВЫХ!»
Подготовка методических материалов по программе (подбор литературы,
игрового оборудования, разработка сценариев)
Создание методической копилки для накопления и обобщения опыта
организации летнего отдыха
Разработка должностных инструкций
Разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов
Мотивационное:
Добровольность участия в жизни лагеря
Предоставление права выбора деятельности
Стимулирование и применение системы поощрений.
Педагогические условия обеспечения программы
Основные направления работы педагогического коллектива заключаются в
следующем:
Создание наиболее благоприятных условий времяпровождения для детей;
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей на основе
их индивидуальных потребностей и возможностей;
Ориентирование на семью в воспитании и развитии ребенка
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовое обеспечение
Организация летнего отдыха детей базируется на обеспечении прав ребенка, исходя
из следующих принципов:
• принципа самоценности жизни ребенка;
• развивающего принципа, определяющего характер способов организации и условий
проведения летнего отдыха детей;
• принципа свободы выбора детьми и их родителями формы проведения летних
каникул, предполагающего наличие вариативных форм детского отдыха;
•
принципа социальной защищённости детства в период летнего отдыха.
Опираясь на перечисленные принципы в основу программы положены нормативные
документы, перечисленные в пояснительной записке.
Материально-техническое обеспечение Программы
Деятельность лагеря с дневным пребыванием детей на достаточном уровне оснащена
современным оборудованием: спортивным, игровым инвентарём, музыкальной
аппаратурой, ТСО. В распоряжение лагеря предоставляется учебные кабинеты, столовая,
компьютерная и прочая орг. техника.
Назначение
Количество Материальное оснащение
Применение
помещений
помещений
Отрядные
Организация
2
Наборы развивающих игр,
комнаты
бумага для рисования, краски, досуга,
фломастеры, карандаши,
организация
пазлы, музыкальное,
занятий по
компьютерное оборудование. интересам
Медицинский
1
Специальный медицинский
Медицинский
кабинет
инвентарь (весы, ростомер).
контроль лагерной
смены
Методическое обеспечение программы
Выбор методов обучения по программе определяется возрастными особенностями
детей, особенностями программы и тематики занятий и мероприятий.
Важнейшим средством в работе с обучающимися является методика коллективной
творческой деятельности.
Методика социального проектирования, помогает детям соединить теоретические
знания с их практическим применением. Социальное проектирование включает в себя ряд
последовательных действий: осознание цели деятельности; принятие проектной задачи и
выделение ее личной значимости; концентрацию усилий на выполнении этой задачи;
самоорганизацию в распределении своего времени и последовательности действий,
самоконтроль, умение оценивать собственные решения путем индивидуальной и
коллективной рефлексии. Проектная работа с детьми имеет большое личностное значение,
содействует формированию социально активной личности. Социальное проектирование
предполагает командную работу, а важнейшей задачей проектной деятельности является
налаживание взаимодействия как внутри группы, так и с социальным окружением. Большую
роль играют социологические исследования, так как общественное мнение признается
ключевым фактором при формировании тему газет лагеря.
Игровые технологии активизируют и инициируют деятельность обучающихся, составляют главную
идею и основу, и основу эффективности результата.
Формы проведения итоговых занятий, с
одной стороны, направлены на воспроизведение полученных знаний (тест, отчет), с другой, на
творческое переосмысление материала (эссе, ролик, проект, портфолио). Внешней формой учета
служит система рейтинга, разработанная и реализуемая региональным ресурсным центром по
развитию деятельности «Движение первых».
Методическое обеспечение построено на основе ниже перечисленных документов:
Методические рекомендации по военно-патриотическому направлению
деятельности Российского движения школьников.
Методические рекомендации по информационно-медийному направлению
деятельности Российского движения школьников.
Методические рекомендации по направлению деятельности «Личностное
развитие» «Популяризация профессий».
Методические рекомендации по направлению деятельности «Личностное
развитие» «Популяризация здорового образа жизни».
Методические рекомендации по направлению деятельности «Личностное
развитие» «Творческое развитие».
Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская
активность»
Список используемой литературы, информационные ресурсы
1. А. В.Волохов, В. Н.Кочергин, И. И. Фришман. Система самоуправления в
детских общественных объединениях. Нижний Новгород, 2010.
2. Игротека. Лидер ХХ1 века. /Сост. Л. А.Побережная. Н. Новгород, изд-во
технологии», 2006.
5. «Пути развития системы детского отдыха». Материалы НПК в рамках встречи
руководителей и организаторов детского отдыха регионов Сибири и Дальнего Востока,
ВДЦ «Океан». Владивосток, 2003.
6. «Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Н.П.
Майоровой. «Педагогика каникул» А.А. Маслов.- Омск, 2006.
7. «Здравствуй, лето!» С. В. Титов. – Волгоград, 2001.
8. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград, 2003
9. Школа подготовки вожатых. А. А. Маслов. Омск, 2006.
10. Методические рекомендации, разработанные Федеральным государственным
бюджетным учреждением «Российский детско-юношеский центр», Московским
государственным педагогическим университетом. Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников»,
размещенные на сайте Российского движения школьников https://xn--d1axz.xn--p1ai:
- Алексеев А.Ю. // Методические рекомендации по военно-патриотическому
направлению деятельности Российского движения школьников. Москва, 2016.
- Арсеньева Т. Н., Загладина Х. Т., Коршунов А. В., Менников В. Е. //
Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность».
Москва, 2016.
- Суховершина Ю.В., Пушкарева Т.В., Коршунов А.В. // Методические
рекомендации по направлению деятельности «Личностное развитие»
«Популяризация профессий». Москва
Приложение 1
Понятийный аппарат программы
Творческая деятельность – это деятельность, направленная на создание
материальных и духовных ценностей, охватывающая изменение действительности и
самореализацию личности в процессе создания, расширяющая пределы человеческих
возможностей.
Физкультурно-оздоровительная деятельность - это деятельность, связанная с
занятиями физической культурой, с комплексом оздоровительных мероприятий,
направленная на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение
риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления.
Здоровый образ жизни – это концепция жизнедеятельности человека, направленная
на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической
подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей,
обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для
достижения групповых целей, возможность самим подросткам планировать,
организовывать, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны.
Коллективное творческое дело (КТД) - главное воспитательное средство
коммунарской методики, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и
общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников старших и младших.
Гражданская позиция - интегративное качество личности, позволяющая человеку
проявлять свое мнение, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности,
разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов
страны.
Аналитическая деятельность - неотъемлемый компонент коллективного творческого
воспитания детей, методика разбора и рассмотрения ситуаций жизнедеятельности
временного детского коллектива, закрепление достигнутых результатов.
Приложение 2
Правила оформления постов в социальной группе
Текст к посту
1. ЗАГОЛОВОК. Он должен отражать основную проблему, которая будет
отображена в вашем посте. Заголовок можно написать большими заглавными буквами
(капсом). Именно заголовком вы захватите первые минуты внимание читателей.
2. ХЭШТЕГИ.
Два хэштега в начале поста: первый — #Движениепервых, второй —
движениепервых+название вашего города/села/пгт БЕЗ ПРОБЕЛОВ И НИЖНИХ
ПОДЧЁРКИВАНИЙ (пример: #ДвижениепервыхЖигалово).Все остальные хэштеги (вашей
школы и т.п.) можно оставлять в самом конце поста.
3. ТЕКСТ.
Текст должен содержать от 2 до 5 абзацев. Абзацы разделять пробелами. Для
облегчения восприятия можно разнообразить текст смайликами.
Текст должен быть написан без ошибок.
Текст должен донести до читателя основную мысль, он не должен быть сухим
информационным материалом. Текст пишется простыми предложениями и словами,
понятными читателю.
4. ФОТОГРАФИЯ.
Фотографии должны быть яркими и сфокусированными (не размытые).
Фотографии должны отражать суть мероприятия.
Фотографии не должны содержать элементов, нарушающих законы РФ.
Желательно указать Ф.И. автора.
Видеоролик
Видеоролик не должен быть плохого качества (не менее 360p)
Видеоролик должен соответствовать теме поста.
Автор видеоролика — дети, пресс-центр ОО.
Видеоролик снимать в горизонтальном положении.
По времени ограничений нет.
Приветствуется использование эмблемы «Движение первых» в ролике.
Если статья не соответствует каким-либо требованиям, то она будет ОТКЛОНЕНА
Приложение 3
Анкеты на открытие и закрытие лагеря
Дорогой друг!
Мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты.
Чего больше ты ждешь от пребывания в лагере “Время ПЕРВЫХ”?
( выбери не более 3-х ответов и обведи кружочком соответствующие номера)
1. Подружиться с ребятами, найти друзей.
2. Приобрести новые знания, умения в области твоих интересов.
3. Научиться влиять на людей, самостоятельно организовать различные дела.
4. Укрепить свое здоровье, улучшить физическую подготовку.
5. Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.
6. Поделиться опытом деятельности своей детской организации, узнать о других.
7. Просто отдохнуть, весело провести время.
II. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению очень важны
для людей (не более 6):
1.
7.
4. Доброта
10.
Любознательность
Трудолюбие
5. Смелость
Честолюбие
8.
2. Честность
6.
11.
Инициативность
3.
Дисциплинированность
Милосердие
9.
Предприимчивость
12.
Требовательность
к
Справедливость
себе
III. Как ты относишься к спорту (обведи цифру, соответствующую ответу)
1. Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды
спорта)
2. Занимаюсь на досуге, но постоянно не тренируюсь (впиши виды
спорта)
3. Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик
4. Спорт меня не увлекает
IV. Как ты относишься к искусству (обведи цифру, соответствующую ответу)
1. Посещаю (окончил) специальную школу, студию, кружок, впиши
что
2. Занимаюсь самостоятельно следующими видами
искусства
3. Искусство меня интересует только как зрителя, слушателя
4. Искусство меня мало интересует
V. Как ты оцениваешь свое здоровье (обведи цифру соответствующую ответу)
1. Чувствую себя совершенно здоровым
2. Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким
3. Здоровье иногда “хромает”, хотя болезненным себя не ощущаю
4. К сожалению, здоровьем похвалиться не могу, болею довольно часто
VI. Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений (отметь
кружком соответствующую цифру, возможно несколько ответов)
1. Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор
2. Найти интересное для себя дело без помощи других
3. Организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, занятия
4. Справится с возникающими в жизни сложностями
5. Довести задуманное дело до конца
6. Прийти другим на помощь в случае необходимости
7. Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует
моих родителей и близких
8. Выступить с каким-либо предложением
9. Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы, организации
VII. Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных областях:
А. В работе детского объединения
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
Б. В трудовой деятельности
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
В. В оказании помощи другим: товарищам, малышам, инвалидам, престарелым
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
Г. В занятиях по интересам
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
Д. В отношениях с родителями, в семье
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
VIII. Название детского объединения, членом которого ты являешься
IX. Твой возраст (впиши число полных лет), дата рождения (число, месяц,
год), знак Зодиака
X. Место, в котором ты живешь
(адрес)
XI. Фамилия, имя
АНКЕТА “ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”
1. Самое яркое впечатление за эти дни у
меня
2. Из проведенных дел мне больше всего
понравилось
потому
что
3.
Больше всего меня
4.
Больше всего я разочаровался
радует
в
5.
сказать
О тех людях, которые меня окружают, я могу
6.
Я буду протестовать и возмущаться,
7.
Я буду рад,
если
если
8. Для своего отряда я хочу
предложить
9. Если бы я был вожатым, то
я
ну, а если начальником смены,
то